
Буранко Василий Филиппович родился в Березовском районе в 1903 году в простой крестьянской семье. В деревне Здитово Споровского сельского Cовета окончил четыре класса польской школы, пережил Первую мировую войну. Женился он в тридцать лет, а когда началась Вторая мировая война, у него уже было шестеро детей.
Служил Буранко В.Ф. рядовым в 72 дивизии 224 стрелкового полка. Дивизия эта ни на шаг не отходила от передовой: ни в резерв, ни на отдых, ни на переформирование. Сами солдаты дивизию свою прозвали «незаменяемой, непромокаемой и непросыхаемой». Им часто приходилось прятаться в болотах. Промокшие до нитки солдаты грелись друг о друга, и согревало продрогших солдат только одно: жгучее желание освободить нашу землю от фашистов. Мокрые, голодные и уставшие, солдаты не уходили со своих боевых позиций и шли в бой без сна и отдыха, потому что знали, что они – защитники своих отцов и матерей, своих жен и сыновей. Перенося неимоверные военные тяготы и лишения, Василий Буранко, как и все его сослуживцы, не сдавался: 72-ая дивизия шла в наступление и гнала ненавистных фашистов все дальше и дальше на Запад.
Победы завоевываются не столько маршалами и генералами, сколько бойцами. Солдаты 72-й гвардейской дивизии с боями освобождали Харьков, Мерефу, Красноград, Кировоград, героически форсировали Днепр и Южный Буг, участвовали в боях за освобождение Румынии, Трансильвании, Венгрии, Австрии и Чехословакии. От Волги до Влтавы – таков путь гвардейской Красноградской Краснознаменной стрелковой дивизии. Весь этот путь прошел и Василий Филиппович. Многое повидал он на войне и многое пережил. Он дошел до Кенигсберга, был дважды ранен. Первое ранение в ногу было нетяжелым. А вот второй раз его ранило под Кенигсбергом разрывной пулей в правую кисть руки. Пуля прошла насквозь, ранение оказалось очень тяжелым. И тогда буквально чудом его спасла лошадь. А было это так.
Однажды во время боя, будучи раненым, Василий Буранко упал с лошади, а дивизия пошла дальше в наступление. Лошадь же, с которой Василий прошел не одну сотню километров и с которой, можно сказать, уже сроднился, не отходила от своего наездника и стала звать на помощь сильным ржанием. И действительно, солдаты, услышав громкое тревожное ржание лошади, подбежали к ней и, обнаружив раненого солдата, отправили его в госпиталь. Лошадь на самом деле спасла солдата, ведь если бы вовремя раненому не оказали помощь, то тот попросту истек бы кровью. Ну разве можно победить народ, где даже животные не бросают раненых?!
В передвижном полевом госпитале № 5214 Василий Буранко находился с 22 апреля по 25 октября 1945 года. И Победу он встречал в госпитале. Рассказывал, что когда объявили об окончании войны, то абсолютно все обнимались и плакали. И слезы эти были и радостью, потому что, несмотря ни на что, они выстояли, победили и выжили, и одновременно горечью, оттого что не все дожили до этого счастливого дня.
Война закончилась, солдаты стали возвращаться домой. А в семье Буранко было все еще тревожно: от Василия нет весточек. Но он всё-таки вернулся. Тяжелое ранение сделало молодого еще мужчину инвалидом: он не мог самостоятельно даже есть. Ну и какой из него работник в деревне? Но надо было растить детей, кормить семью. И Василий даже с нерабочей рукой наловчился выполнять всю мужскую работу по хозяйству. Со временем в семье появилось еще четверо детей, которых он очень любил. Спокойный, добрый, Василий терпеливо возился с ребятишками.
Вот так всю свою жизнь он исполнял свой долг: и перед Родиной, и перед семьей, и перед совестью. Поэтому, наверное, и прожил хоть и нелегкую, но долгую жизнь, всего лишь несколько месяцев не дожив до своего 100-летия. И сегодня в память о нем один из внуков носит имя своего замечательного деда-героя.
За участие в Великой Отечественной войне Буранко Василий Филиппович был удостоен многих наград, среди которых самыми весомыми были: орден Отечественной войны и орден Славы 3 степени, медаль Жукова и медаль «За Победу над Германией».


Материал предоставила внучка Макаревич Ирина Львовна, директор Березовской РБС